КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Все остальные дома в С. станице
типичные казачьи курени, квадратные дома на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажные с каменным нижним и деревянным верхним этажами; перед входом крыльцо-рундук и по бокам от него «галдарейка», опоясывавшая весь дом на уровне первого или второго этажа; лестница на второй этаж снаружи. Обычно наверху жили, а внизу сохраняли хозяйственный инвентарь, сети и т.п. У старообрядцев иногда внизу помещалась моленная. Большая полая вода заливала почти всю эту «Донскую Венецию» и часто подходила под самые двери домов; "поэтому для построек пользовались каждой возвышенностью - «юром» и ставили дома, не считаясь с направлением фасадов. Во время пяти-шестинедельных разливов сообщение внутри станицы поддерживалось на лодках или по высоким мостам, которые соединяли окраины с центром, церквами, рынком, Правлением и кладбищем.Кладбище, где стояла «Ратницкая» церковь, было покрыто прекрасными памятниками-каплицами, мавзолеями, голубцами, мраморными и чугунными плитами. Тут находились усыпальницы знаменитых родов, известных по истории Дона: Ефремовых, Краснощековых, Малчевских, Иловайских, Паздеевых, Машлыкиных, Грековых и других, тут же были могилы знаменитых атаманов XVII в. - Наума Васильева, Иосифа Петрова и атамана при походах Петра I на Азов - Фрола Минаева. Тут же на кладбище отправлялся старинный и трогательный обряд. Выступая в поход или на службу, служивые собирались на кладбище возле Ратницкой церкви «в полной боевой», служили панихиду по умершим и погибшим на войне, затем прощались «на гробках» с умершими родителями и родственниками и брали с их могил щепотки земли, которую зашивали в ладонки и вешали на грудь. Если Казак погибал на чужбине и его хоронили в чужой стране, то на нем лежала горсть родной земли. Но вот после революции и трехлетней вооруженной борьбы на Дону в 1920 г. установилась новая русская власть победителей-большевиков; для С. станицы она оказалась полностью роковой. Старый город опустел, из 13 тысяч душ его населения в 1939 году здесь осталась всего третья часть с очень высоким процентом иногородних. В казачьей части преобладали старики, инвалиды, женщины и дети. Из жителей станицы было образовано три колхоза - два огородных и один рыболовецкий. При новой власти большая часть казачьих куреней потеряла своих хозяев; дома постепенно разрушались и растаскивались. Одновременно с этим происходило систематическое ограбление, разбазаривание и уничтожение исторических памятников; в порядке «изъятия ценностей» у храмов отобрана вся драгоценная утварь, с икон содраны серебряные и жемчужные ризы, деревянная их часть, с изображением старого письма так же, как и архивы, пошли на отопление квартир советских комиссаров, древние книги растаскивались ими и продавались на ростовском рынке, могилы раскапывались и грабились, церковные постройки, стильные дома, мавзолеи и надгробия разрушались и гибли. Старое казачье поселение и центр прежней материальной и духовной культуры Донцов стал выглядеть так, как будто над ним пронеслась черная туча варваров. {Выдержки из статьи: Проф. М.А. Миллер, Старый город. «Казак», №38, Париж, 1957).
Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Все остальные дома в С. станице


будет выглядеть так: Что такое Все остальные дома в С. станице